ADR-T.RU
      оборудование для сварки пластмасс          
и монтажа коммуникаций
Телефон ИП Жуков А.В. Звоните: +7 495 150-3354
Адрес ИП Жуков А.В. Москва, ЮАО, м.Коломенская,
ул. Ак. Миллионщикова, 15
Интернет-магазин ADR-TOOLS
Оборудование лучших производителей
для каждой технологии
Поддержка



Юридические и технические особенности сварки полиэтиленовых труб при монтаже наружных газопроводов газораспределительных сетей низкого давления

Авторство и авторские права на статью принадлежат компании «АДР-Технология»
При использовании материалов – обязательна активная ссылка на www.adr-t.ru

7. История контроля безопасности в России

Эта глава практического смысла не имеет. Если вы не любите историю, ее можно не читать.


История особого контроля безопасности на «опасных производственных объектах» в России начинается в 1719г. с утверждения Петром Первым Указа об учреждении Берг-коллегии.

С тех пор учреждение особого контроля «опасных производственных объектов» многократно переименовывалось, его функции конкретизировались и расширялись вместе с расширением самого списка «опасных производственных объектов».

Привычное многим название «Госгортехнадзор» берет начало в 1954г., когда при Совете Министров СССР был создан Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор СССР). В течение 4 десятилетий Госгортехнадзор претерпевал изменения – дробился на республиканские части и снова консолидировался в Союзный комитет, изменял зону действия в связи с распадом СССР, переходил в ведение Президента РСФСР, затем – в состав Правительства России, затем приобретал статус федерального органа исполнительной власти… В сферу ответственности Госгортехнадзора не входили вопросы безопасности в энергетике (Энергонадзор), ядерной и радиационной безопасности (Атомный надзор), охраны окружающей среды (Экологический надзор), безопасности в строительстве.


Датой преобразования Госгортехнадзора в современный Ростехнадзор следует считать 09.03.04, когда Указ Президента РФ внес, в частности, следующие изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти:

  • Образовал Министерство промышленности и энергетики (п.13 Указа) вместо упраздненных Министерства энергетики РФ и Министерства промышленности, науки и технологий РФ (п.12 Указа).
  • Преобразовал Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (п.15 Указа).
  • Преобразовал Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор) в Федеральную службу по технологическому надзору (Ростехнадзор) (п.15 Указа).
  • Федеральная служба, в отличие от министерства, лишена функций нормативно-правового регулирования (п.4 Указа). Поэтому Ростехнадзор не унаследовал от Госгортехнадзора функций по принятию нормативно-правовых актов. Эти функции были переданы вновь образованному Министерству промышленности и энергетики РФ. Зато контрольно-надзорные функции Ростехнадзор унаследовал не только от Госгортехнадзора, но и от упраздненных Министерства энергетики РФ и преобразованного Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (п.15 Указа).

Таким образом, в сферу ответственности Ростехнадзора вошли вопросы безопасности горных работ, промышленности, энергетики, строительства и ЖКХ.


Через 4 месяца Постановление Правительства РФ (п.1 Постановления) утвердило Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которое закрепило основные вопросы ответственности Ростехнадзора (п.1. Положения):

  • Безопасность при использовании атомной энергии, за исключением оружия и военных объектов;
  • Промышленная безопасность;
  • Горный надзор;
  • Экологическая экспертиза в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия;
  • Безопасность энергетических установок и сетей, за исключением бытовых;
  • Безопасность гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики;
  • Безопасность производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного применения.

Безопасность в строительстве в утвержденном Положении осталась без внимания. Этот «недостаток» устранен через 1,5 года новым Постановлением Правительства РФ, которое дополнительно закрепило ответственность Ростехнадзора в вопросах безопасности при строительстве следующих объектов(п.2. Постановления):

  • Объектов использования ядерной энергии;
  • Опасных производственных объектов;
  • Линий связи;
  • Объектов обороны и безопасности (но не объектов военной инфраструктуры);
  • Объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;
  • Особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Что касается процедур контроля, надзора и пр. функций по обеспечению безопасности на «опасных производственных объектах», они описаны Федеральным законом в 1997г. Здесь же упоминается о необходиости аттестации – применительно к персоналу «опасных производственных объектов» (Статья 9. закона).


Через год Госгортехнадзор (еще в старом статусе и под старым названием) справедливо решил, что сварочные работы на «опасных производственных объектах» нуждаются в особом контроле, и развил идею аттестации персонала применительно к сварочному производству в своих Правилах Безопасности. После регистрации в Минюсте в 1999г. документ введен в действие только в начале 2001г. Эти ПБ полностью определяют Систему аттестации сварщиков (САСв) и специалистов сварочного производства в том виде, в котором мы ее имеем сегодня. САСв – комплекс требований, определяющих правила и процедуру аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства для «опасных производственных объектов» (п.1.3. ПБ).

Организационная структура САСв описана в гл.II ПБ:

  • Федеральный горный и промышленный надзор (Госгортехнадзор) России. Устанавливает порядок аттестации, выдает лицензии аттестационным центрам (АЦ).
  • Национальное агентство контроля и сварки (НАКС), в другой редакции – Национальный аттестационный комитет по сварочному производству (п.2.3. РД 03-614-03). Это техническая служба Госгортехнадзора. Разрабатывает нормативные и методические документы по аттестации для предоставления их в Госгортехнадзор. Создает аттестационные центры и содействует их деятельности.
  • Аттестационные центры (АЦ) и Головные аттестационные центры (ГАЦ) – некоммерческие организации. Это, в свою очередь, технические службы НАКС. Выполняют проверку квалификации сварщиков и специалистов сварочного производства. Практическая разница между ними в том, что ГАЦ проводит аттестацию специалистов любого уровня (с I по IV), а АЦ не проводит аттестацию специалистов IV уровня.
  • Аттестационные пункты (АП). Создаются на базе некоммерческих или коммерческих предприятий. Являются производственными базами АЦ. Обеспечивают проведение аттестационных экзаменов.

Таким образом, начало 2001г. следует считать датой рождения НАКС.


Однако для сварочного оборудования порядок действия «разрешений» Госгортехнадзора (позднее – Ростехнадзора) на его применение на «опасных производственных объектах» еще несколько лет оставался традиционным, по форме похожим на сертификацию ГОСТ, а именно – проверка технических характеристик образцов оборудования с последующей выдачей «разрешения» на партию или серию сварочного оборудования.

В 1996г. СП 42-101-96 указывает (п.8.2. СП): «Сварку полиэтиленовых труб следует выполнять только на оборудовании, допущенном (имеющем разрешение) к применению Госгортехнадзором России».


В июне 2003г. Госгортехнадзор распространил аттестацию также на сварочные материалы, сварочное оборудование и сварочные технологии, утвердив технологические регламенты на аттестацию:

  • РД 03-613-03 – аттестация сварочных материалов;
  • РД 03-614-03 – аттестация сварочного оборудования;
  • РД 03-615-03 – аттестация сварочных технологий.

Уже в ноябре 2003г. обновленный СП 42-103-2003 указывает (п.6.50 СП): «Аттестацию сварного оборудования производят в соответствии с РД 03-614».

РД 03-614-03 подробно описывает все процедуры по аттестации сварочного оборудования для его дальнейшего применения на «опасных производственных объектах». Кроме того, РД определяет периодичность аттестации, а также необходимые действия с оборудованием в период между аттестациями.

Но самое главное – РД определяет индивидуальный порядок аттестации. Аттестационные испытания по-прежнему допускается проводить на нескольких образцах из партии (п.3.6. РД). Однако Свидетельство об аттестации выдается индивидуально «на каждую единицу аттестованного сварочного оборудования» и имеет индивидуальный регистрационный номер (п.4.23. РД). Более того, каждое Свидетельство регистрируется в Реестре НАКС (п.5.1. РД). А свидетельства, незарегистрированные в Реестре НАКС, считаются недействительными (п.5.10. РД). Реестр НАКС является открытым (п.5.4. РД). Проверить подлинность любого Свидетельства об аттестации можно по его номеру на Интернет-сайте НАКС по адресу http://www.naks.ru/aso/reestrattso/.


Казалось бы, введение в действие РД 03-614-03 должно было полностью исключить возможность использования некачественного сварочного оборудования на «опасных производственных объектах». Однако бочку меда испортила ложка дегтя. П.1.1. РД указывает, что порядок применения сварочного оборудования, устанавливаемый документом, «…носит рекомендательный характер». Документ был введен в действие с марта 2004г. специальным Приказом Госгортехнадзора, который также прямо указывает, что требования РД «…носят рекомендательный характер» (п.1. Приказа).


Датой введения обязательной аттестации сварочного оборудования для его использования на «опасных производственных объектах» можно считать утверждение Ростехнадзором Административного регламента в феврале 2008г.


Что же изменила аттестация сварочного оборудования в НАКС по сравнению с сертификацией ГОСТ или с выдачей разрешений Госгортехнадзора?

Рассмотрим принцип сертификации ГОСТ. Вначале на продукт разрабатывается государственный стандарт – ГОСТ – с набором подробных требований к продукту. Затем из партии однотипных продуктов выбираются несколько образцов и проверяются на соответствие требованиям государственного стандарта. Если соответствие подтверждено, на продукт этой марки и модели оформляется сертификат ГОСТ. Разумно? Конечно! Во всяком случае, в теории. Печальную практику (злоупотребления и коррупцию) мы здесь не рассматриваем.

К сожалению, по отношению к оборудованию для стыковой или илектромуфтовой сварки полиэтиленовых газопроводов сертификация ГОСТ работать не могла, стандарта на эти типы оборудования в России долгое время не было. Сертификация ГОСТ по электробезопасности, охране окружающей среды и пр. вряд ли могла служить подтверждением того, что оборудование хорошо выполняет свои основные функции.


Для Госгортехнадзора отдельных стандартов на оборудование для сварки пластмасс также никто не писал. Поэтому Госгортехнадзор (вернее, теперь Ростехнадзор) проверял соответствие оборудования характеристикам, заявленным в паспорте. А главное – сваривал контрольные образцы и проверял сварные соединения на соответствие действующим СНиП и СП. Если соответствие подтверждалось, на оборудование этой марки и модели оформлялось Разрешение Ростехнадзора. Тоже, вроде, разумно.


Аттестация НАКС повторяет эту процедуру, но выдает Свидетельство об аттестации не на марку и модель оборудования, а на совершенно конкретный сварочный аппарат с конкретным серийным номером. Как при техосмотре автомобиля. Если в документации на только что смонтированный газопровод указан аппарат (с конкретным серийным номером и номером аттестационного свидетельства), который в это время работал на другом объекте или вообще принадлежит другой компании, то это довольно легко отследить.


С начала 2013г в России вступили в действие ГОСТ Р ИСО 12176-1 на оборудование для стыковой сварки труб и ГОСТ Р ИСО 12176-2 на оборудование для электромуфтовой сварки труб. К сожалению, в настоящее время эти документы не имеют принудительного действия. В свете ажиотажа вокруг расширяемого Таможенного Союза обязательной является только декларация производителя о соответствии Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011). Это при импорте. При производстве оборудования в России – абсурдно, но вообще ничего не требуется. И только при подготовке оборудования к сварке газопроводов возникает аттестация НАКС. А водопроводы – пока в полном правовом вакууме в смысле контроля.


Автор: Жуков Александр Владимирович


Возврат к списку